Вы точно встречали такие надписи на упаковках самых разных товаров: от средства для мытья посуды до сока. Но задумывались ли вы, что это значит?
Спойлер: зачастую это ничего не значит. Производители просто используют эти надписи, чтобы продукты казались нам, покупателям, более экологичными. В маркетинге это называется гринвошингом (англ. greenwashing) — безосновательным позиционированием компании, товара или услуги в качестве «экологичных». Термин образован от слов green (зеленый, экологичный) и whitewashing (отбеливание, в значении «отбеливание репутации»).
В России обозначения «БИО», «ЭКО», «Натуральный» никак не регламентируются законом, и производитель имеет право наносить на упаковку различные экологичные слова, не имея никаких сертификатов.
«Упаковка пригодна для переработки» означает лишь, что где-то теоретически такую упаковку можно переработать. Но есть большая вероятность, что у вас в городе ее не перерабатывают и она также попадёт на свалку.
Маркировка «Органический» находится в правовом поле — в 2020 году вступил в силу закон «Об органической продукции». Это значит, что продукт был произведён без пестицидов, гормонов и антибиотиков, и лишь косвенно свидетельствует о его экологичности.
Другие примеры гринвошинга:
- использование зелёного или «крафтового» цвета упаковки с надписями «природная» или «натуральная»,
- ссылка на растительные компоненты — «на основе трав», «живая косметика»,
- использование тетрапака вместо пластиковых бутылок. Тетрапак кажется картоном, но на самом деле это композитная, то есть состоящая из нескольких материалов, упаковка, которую мало где принимают на переработку.
Если вы всё-таки хотите делать экологичный выбор во время покупок, ищите на упаковке маркировку «Листок Жизни». Это единственная в России маркировка, признанная Всемирной ассоциацией экомаркировки.