Вы точно встречали такие надписи на упаковках самых разных товаров: от средства для мытья посуды до сока. Но задумывались ли вы, что это значит?
Спойлер: зачастую это ничего не значит. Производители просто используют эти надписи, чтобы продукты казались нам, покупателям, более экологичными. В маркетинге это называется гринвошингом (англ. greenwashing) — безосновательным позиционированием компании, товара или услуги в качестве «экологичных». Термин образован от слов green (зеленый, экологичный) и whitewashing (отбеливание, в значении «отбеливание репутации»).
В России обозначения «БИО», «ЭКО», «Натуральный» никак не регламентируются законом, и производитель имеет право наносить на упаковку различные экологичные слова, не имея никаких сертификатов.
«Упаковка пригодна для переработки» означает лишь, что где-то теоретически такую упаковку можно переработать. Но есть большая вероятность, что у вас в городе ее не перерабатывают и она также попадёт на свалку.
Маркировка «Органический» находится в правовом поле — в 2020 году вступил в силу закон «Об органической продукции». Это значит, что продукт был произведён без пестицидов, гормонов и антибиотиков, и лишь косвенно свидетельствует о его экологичности.
Другие примеры гринвошинга:
использование зелёного или «крафтового» цвета упаковки с надписями «природная» или «натуральная»,
ссылка на растительные компоненты — «на основе трав», «живая косметика»,
использование тетрапака вместо пластиковых бутылок. Тетрапак кажется картоном, но на самом деле это композитная, то есть состоящая из нескольких материалов, упаковка, которую мало где принимают на переработку.
Если вы всё-таки хотите делать экологичный выбор во время покупок, ищите на упаковке маркировку «Листок Жизни». Это единственная в России маркировка, признанная Всемирной ассоциацией экомаркировки.